В мае 2025 года предприятия стран колеи 1520 мм поставили на рынок 4874 единицы грузового подвижного состава. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года это на 25,6% меньше (в мае 2024 года было реализовано 6551 единица). При этом, согласно оперативной статистике, общее снижение производства грузовых вагонов сохраняется с апреля, когда выпуск просел на 27% относительно прошлогодних значений.
Ключевые цифры по выпуску за май
В мае поставлено:
- полувагоны — 2388 шт.
- цистерны — 1389 шт.
- платформы — 623 шт.
- крытые вагоны — 307 шт.
- хопперы — 138 шт.
- изотермические вагоны — 20 шт.
- думпкары — 9 шт.
Из общего числа выпущенных вагонов заводы России произвели 4236 единиц, Казахстана — 311, Беларуси — 231 и Узбекистана — 96.
Динамика показателей реализации подвижного состава

Доля реализации различных видов подвижного состава в мае
Наибольший объём традиционно обеспечили крупные производители:
- Тихвинский вагоностроительный завод: 960 вагонов, включая 776 полувагонов и 184 цистерны.
- Уралвагонзавод: 858 вагонов, из которых 568 полувагонов и 290 цистерн.
- Рузхиммаш: 833 вагона, включая широкий спектр цистерн и платформ.
- Алтайвагон и Барнаульский вагоноремонтный завод поставили 350 и 260 полувагонов соответственно, что позволило группе «ТалТЭК» суммарно реализовать 752 единицы подвижного состава.
- Среди других заметных участников: Завод металлоконструкций (г. Энгельс) — 425 вагонов, Канашский вагоностроительный завод — 133, ЗИКСТО — 106.


Всего за пять месяцев 2025 г. было выпущено 28650 ед. подвижного состава.
При этом за аналогичный период 2024 г. выпуск составил 31057 ед. Снижение составило почти 8%.
Падение началось в апреле месяце и составило около 27%. В мае составило 25,6%. При таких темпах замедления логично предположит, что итог года будет далеко не радостным для вагоностроителей. Итоговый выпуск может составить 55-56 тыс ед., что на 30-35% меньше итогов 2024г.


Структура спроса и видимые сдвиги
Доля полувагонов, несмотря на устойчивый спрос в начале года, в апреле и мае сократилась с 54% до 49% в общем объёме выпуска. Аналогичную динамику показывают платформы и хопперы. Напротив, цистерны в мае сохранили относительную стабильность: это связано с отложенными контрактами и высокими загрузками по нефтехимии.


Основные факторы снижения
Эксперты Паровоз Лизинг отмечают, что ключевыми причинами текущего падения спроса остаются несколько факторов:
- полоса борьбы с профицитом парка со стороны ОАО «РЖД»,
- высокие ставки лизинга,
- усиление давления на ценовые условия со стороны заказчиков.
Как следствие, средние ценовые предложения по крытому вагону у производителей за весну снизились почти на 1 млн рублей.
Итоговый прогноз
С учётом текущих темпов снижения объёмов выпуска и затяжного слабого спроса на рынке, ожидается, что по итогам 2025 года суммарный выпуск грузового подвижного состава может составить 55–56 тыс. единиц. Это на 30–35% ниже результатов 2024 года.
В условиях текущего падения спроса и борьбы с профицитом вагонов производители стремятся удержать клиентов и предлагают максимально гибкие условия покупки. Это открывает хорошие возможности для тех, кто планирует обновление или расширение парка.
Паровоз Лизинг, в свою очередь, готов помочь подобрать оптимальное решение и предложить вагоны в лизинг на привлекательных условиях — от 2000 рублей в сутки за вагон (без НДС). Итоговая ставка определяется индивидуально по результатам рассмотрения заявки.
Мы всегда готовы обсудить детали и подобрать для вашего бизнеса подходящий вариант с учётом текущих рыночных условий.
Паровоз Лизинг, в свою очередь, готов помочь подобрать оптимальное решение и предложить вагоны в лизинг на привлекательных условиях — от 2000 рублей в сутки за вагон (без НДС). Итоговая ставка определяется индивидуально по результатам рассмотрения заявки.
Мы всегда готовы обсудить детали и подобрать для вашего бизнеса подходящий вариант с учётом текущих рыночных условий.