Новости и аналитика

Динамика выпуска грузового подвижного состава в мае 2025 года: тренды и риски

Аналитика Статьи
В мае 2025 года предприятия стран колеи 1520 мм поставили на рынок 4874 единицы грузового подвижного состава. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года это на 25,6% меньше (в мае 2024 года было реализовано 6551 единица). При этом, согласно оперативной статистике, общее снижение производства грузовых вагонов сохраняется с апреля, когда выпуск просел на 27% относительно прошлогодних значений.

Ключевые цифры по выпуску за май

В мае поставлено:
  • полувагоны — 2388 шт.
  • цистерны — 1389 шт.
  • платформы — 623 шт.
  • крытые вагоны — 307 шт.
  • хопперы — 138 шт.
  • изотермические вагоны — 20 шт.
  • думпкары — 9 шт.
Из общего числа выпущенных вагонов заводы России произвели 4236 единиц, Казахстана — 311, Беларуси — 231 и Узбекистана — 96.

Динамика показателей реализации подвижного состава


Доля реализации различных видов подвижного состава в мае

Наибольший объём традиционно обеспечили крупные производители:

  • Тихвинский вагоностроительный завод: 960 вагонов, включая 776 полувагонов и 184 цистерны.
  • Уралвагонзавод: 858 вагонов, из которых 568 полувагонов и 290 цистерн.
  • Рузхиммаш: 833 вагона, включая широкий спектр цистерн и платформ.
  • Алтайвагон и Барнаульский вагоноремонтный завод поставили 350 и 260 полувагонов соответственно, что позволило группе «ТалТЭК» суммарно реализовать 752 единицы подвижного состава.
  • Среди других заметных участников: Завод металлоконструкций (г. Энгельс) — 425 вагонов, Канашский вагоностроительный завод — 133, ЗИКСТО — 106.



Всего за пять месяцев 2025 г. было выпущено 28650 ед. подвижного состава.
При этом за аналогичный период 2024 г. выпуск составил 31057 ед. Снижение составило почти 8%.

Падение началось в апреле месяце и составило около 27%. В мае составило 25,6%. При таких темпах замедления логично предположит, что итог года будет далеко не радостным для вагоностроителей. Итоговый выпуск может составить 55-56 тыс ед., что на 30-35% меньше итогов 2024г.




Структура спроса и видимые сдвиги

Доля полувагонов, несмотря на устойчивый спрос в начале года, в апреле и мае сократилась с 54% до 49% в общем объёме выпуска. Аналогичную динамику показывают платформы и хопперы. Напротив, цистерны в мае сохранили относительную стабильность: это связано с отложенными контрактами и высокими загрузками по нефтехимии.

Основные факторы снижения

Эксперты Паровоз Лизинг отмечают, что ключевыми причинами текущего падения спроса остаются несколько факторов:
  • полоса борьбы с профицитом парка со стороны ОАО «РЖД»,
  • высокие ставки лизинга,
  • усиление давления на ценовые условия со стороны заказчиков.
Как следствие, средние ценовые предложения по крытому вагону у производителей за весну снизились почти на 1 млн рублей.

Итоговый прогноз

С учётом текущих темпов снижения объёмов выпуска и затяжного слабого спроса на рынке, ожидается, что по итогам 2025 года суммарный выпуск грузового подвижного состава может составить 55–56 тыс. единиц. Это на 30–35% ниже результатов 2024 года.


В условиях текущего падения спроса и борьбы с профицитом вагонов производители стремятся удержать клиентов и предлагают максимально гибкие условия покупки. Это открывает хорошие возможности для тех, кто планирует обновление или расширение парка.

Паровоз Лизинг, в свою очередь, готов помочь подобрать оптимальное решение и предложить вагоны в лизинг на привлекательных условиях — от 2000 рублей в сутки за вагон (без НДС). Итоговая ставка определяется индивидуально по результатам рассмотрения заявки.

Мы всегда готовы обсудить детали и подобрать для вашего бизнеса подходящий вариант с учётом текущих рыночных условий.